Автор: Александр Кувватов -- стилист международного класса, призер международных конкурсов, руководитель профессионального направления марки Revlon Professional в России.
Я остановлюсь на трех «китах», трех основах, понимание которых необходимо мастеру для выполнения работы любой сложности при помощи красителя любой марки: колористика и ее основные законы, широкий ассортимент красителей (виды и типы красителей, их применение и нюансы, предварительная обработка волос и специальные техники), психо-логический и оптический эффекты воздействия цвета и неотъемлемая часть любой процедуры окрашивания -- диагностика (влияние исходных факторов на достижение желаемого результата). Итак, пристегните ремни и -- вперед, нас ждет увлекательное путешествие в бескрайний мир цвета.
ОСНОВЫ КОЛОРИСТИКИ
Цвет -- это результат отражения света от поверхности предмета и восприятия части отраженного светового излучения зрительным органом человека. Говоря о цвете, невозможно дать четких и конкретных характеристик, поскольку до сих пор его определение является глубоко субъективным и основано в большей степени на личном восприятии человека.
Для облегчения работы с цветом великие умы подчинили его определенным законам и провели «границы». Так, например, все цвета они разделили на ахроматические и хроматические. Ахроматические -- это цвета, которые характеризуются содержанием белого и черного и не содержат других цветовых характеристик. Поскольку на волосах ахроматических цветов не бывает, для упрощения вместо них выделяется «натуральный ряд», который состоит из смеси цветов, создающих приближенный к серому оттенок. Хроматические -- это цвета, которые различаются по тону, оттенку, насыщенности и светлоте, то есть, в отличие от ахроматических, имеют цветность.
Основной характеристикой хроматических цветов является цветовой тон. Условно выделено двенадцать основных цветовых тонов. При этом среди них различают первичные, вторичные и третичные цвета, все остальные, не вошедшие в группу двенадцати основных, называют сложными и при работе учитывают только косвенно, не заостряя на них внимания.
Первичные -- это те цвета, которые невозможно получить путем смешивания. Они либо есть, либо их нет. Это как три кита, удерживающих всю, систему колористики на своих спинах. К первичным цветам относятся красный, желтый и синий.
Вторичными называют три цвета, которые получаются путем смешивания двух первичных в равных пропорциях. К ним относятся зеленый (синий + желтый), оранжевый (желтый + красный) и фиолетовый (синий + красный).
Соответственно, третичными называют цвета, которые получены путем смешивания одного первичного и одного вторичного цветов в равных пропорциях. Их в палитре шесть: оранжево-желтый, оранжево-красный, красно-фиолетовый, фиолетово-синий, сине-зеленый и желто-зеленый.
Все двенадцать цветов гармонично вписываются в так называемый цветовой, или хроматический, круг. И на этом основаны самые важные правила работы с цветом.
При смешивании в равных пропорциях трех цветов, расположенных на равном удалении друг от друга, получается серый (натуральный) цвет.
ПРАВИЛО №2:
При смешивании в равных пропорциях двух цветов, расположенных друг против друга, получается серый (натуральный) цвет.
В обоих правилах необходимо учитывать такую характеристику, как степень насыщенности. Она должна быть одинаковой у всех смешиваемых цветов, иначе нейтральный серый будет иметь оттенок наиболее насыщенного из смешиваемых цветов. Колористы в основном используют только девять долей степени насыщенности, которые в полной мере характеризуют цвет и упрощают работу.
Чем больше в цвете серого, тем меньше степень его насыщенности; чем чище цветовой тон, тем более насыщен цвет.
С учетом новой характеристики цветовой круг видоизменяется и, по сравнению с предыдущим, становится более понятным и удобным
Вот еще две особенности, которые не были оговорены, -- это светлота и оттенок цвета. Светлота - это светотеневая характеристика, которая основывается на ахроматической гамме, то есть под влиянием ахроматического цвета идет изменение хроматических цветов.
Оттенок -- это изменение цвета «по температуре». Существует упрощенное разделение на две группы -- «холодные» и «теплые» цвета. Группа «холодных» цветов -- это зеленый, синий и фиолетовый, а группа «теплых» -- красный, желтый и оранжевый. С одной стороны, это, конечно, правильно, но давайте остановимся на примере сине-фиолетового и фиолетового цветов. Если посмотреть на них, закрадывается сомнение на счет теории «холодных» и «теплых», так как сине-фиолетовый в этом сочетании становится «холодным», а фиолетовый превращается в «теплый» цвет.
Таким же способом можно рассмотреть сочетания красно-оранжевого и оранжево-желтого цветов.
ПРАВИЛО №4:
С приближением оттенка к синему цвету он становится «холоднее», а с добавлением к нему красного -- «теплее». При внесении любого ахроматического цвета оттенок становится «холоднее», при этом белый является более «холодным» цветом, чем черный.
ЦИФРОВАЯ СИСТЕМА
Поскольку очень сложно дать название всем цветам, была разработана цифровая система их обозначения. Но из практики мы все знаем, что многие компании-производители пытаются «изобрести велосипед» и предлагают собственные системы цифровых и буквенных обозначений. Чтобы быть объективными, мы возьмем классическую колористическую систему и впоследствии будем пользоваться именно ею.
Уровень глубины тона характеризуется ахроматической шкалой и для упрощения делится на четырнадцать долей.
ЦВЕТОВОЕ НАПРАВЛЕНИЕ
Цветовое направление и второстепенный оттенок характеризуются наличием хроматических цветов.
У некоторых компаний-производителей номер SN означает двойное наличие пигмента, которое облегчает окрашивание седины.
НАСЫЩЕННОСТЬ
Насыщенность бывает выражена наличием цифры ноль (0) и ее местонахождением. Если ноль стоит перед цветовым направлением, значит, цвет приглушен, если после -- насыщен и ярок.
ДИАГНОСТИКА
Каковы пожелания клиента и как этого достичь -- вот два вопроса, которые мучают колориста при обслуживании каждого клиента. Любой человек, решивший окрасить волосы, имеет свою мотивацию, но в целом по опыту можно выделить девять основных причин, а именно, это желание:
- скрыть седину;
- подчеркнуть или усилить натуральный цвет, придать волосам блеск;
- избавиться от нежелательных оттенков, которые появились в результате естественных или химических внешних воздействий (например, волосы выгорели на солнце, приобрели желто-зеленый оттенок под влиянием хлора или желтый оттенок из-за большого содержания железа, марганца и других компонентов в водопроводной воде);
- вернуться к натуральному цвету волос после многократных «экспериментов»;
- подчеркнуть нюансы стрижки или прически;
- придать волосам визуальный объем; - скорректировать форму лица и цвет кожи;
- создать модный креативный или авангардный образ; - изменить внешность (имидж).
Зная причину, колористу легче выбрать цвет и определиться с техникой окрашивания.
Очень облегчит работу и лист диагностики, который является неотъемлемым спутником профессионального колориста. При этом каждый мастер разрабатывает собственную систему, которая удобна именно ему. В лист диагностики обязательно должны входить следующие пункты:
- Пожелания клиента (цель окрашивания, цвет (новый или предыдущий), глубина тона и его направление.
Важно: Ограничьте клиенту выбор оттенков. Задайте наводящие вопросы, и у Вас уже «нарисуется» примерная цветовая гамма. Покажите листы с цветовыми селекторами только той гаммы, которую Вы считаете наиболее подходящей. Не забудьте правило: меньше выбора - больше счастья.
- Состояние волос (толщина и пористость, длина и густота, наличие седины, способность волоса поглощать краситель), предыдущие химические процедуры, натуральный цвет, исходный цвет (присутствующий в данный момент на волосах).
- Техники нанесения красителя (предварительные обработки, препигментирование, мордонсаж, осветление, декапирование, тонирование), используемый продукт и оттенок.
- Техника окрашивания, используемые красители и окислители.
Важно: Этот пункт пригодится Вам, если в следующий раз придется повторить созданный цвет.
ВЛИЯНИЕ НАТУРАЛЬНОГО ЦВЕТА НА ОКРАШИВАНИЕ
Перед тем как начать говорить о процедуре окрашивания, необходимо разобраться с самим волосом. Волос состоит из трех основных слоев -- кутикулы, кортекса и медуллы. Медулла является центральной частью волоса, она практически никак не влияет на окрашивание, ее основная задача -- терморегуляция. Кортекс -- это средняя часть волоса, состоящая из трех основных компонентов: кератин, пигмент (меланин) и воздух, который отвечает за рассеянность пигмента. Частицы кислорода встают на место пигмента, тем самым делая волос светлее. Кутикула -- внешний слой волоса, который отвечает за его вид, а также чувствительность (гигроскопичность). Кутикула влияет на выбор предварительной обработки, о чем мы достаточно подробно поговорим в следующих номерах журнала.
Важно: Седые волосы вместо пигмента содержат молекулы кислорода, поэтому окрашивать их проблематично.
Пигмент волоса образуется в фолликуле при помощи меланоцитов и состоит из двух видов клеток -- фео-меланина и эу-меланина.
Последний характеризуется формой (большие, удлиненные молекулы) и наличием основных, первичных, цветов (красного, желтого и синего).
Из опыта: Если рассмотреть эу-меланин под микроскопом, можно увидеть три вида молекул - синие, красные и желтые. Синие молекулы - самые большие (быстрее всего разрушаются под действием атомарного кислорода), они влияют на «глубину» и «холодность» цвета. Красные имеют средний размер, они характеризуют насыщенность цвета. А желтые - самые маленькие и крепкие молекулы (медленно разрушаются), они отвечают за яркость цвета.
Основная задача эу-меланина -- придать волосам уровень глубины тона и цветового направления. Чем больше (количественно) эу-меланина и чем сильнее он насыщен, тем темнее волосы; чем его меньше, тем, соответственно, они светлее (в очень светлых волосах эу-меланин практически отсутствует и на его месте находятся молекулы кислорода).
Фео-меланйн состоит из очень маленьких молекул, округлой формы, двух цветов -- красного и желтого. Удалить фео-меланйн. очень сложно, более того, практически невозможно, й в большинстве случаев это ведет к разрушению волоса. Фео-меланин влияет на результат окрашивания и характеризуется проявлением нежелательных оранжевых, желтоватых и красноватых оттенков. Его явное влияние на окрашивание заметно в процессе обесцвечивания волос, так как он отвечает за фон осветления (ФО). Фон осветления -- это цвет, который остается после удаления УГТ (эу-меланина). Основной цвет при проявлении фона осветления -- красно-желтый, в зависимости от генетического фактора, он может иметь больше красного или желтого: чем светлее волос, тем больше в нем желтого цвета и меньше красного.
Для нейтрализации нежелательного тона, проявляющегося во время осветления или затемнения, необходимо использовать правило № 2, то есть нейтрализовывать проявляющийся оттенок. Для легкости определения соотношения УГТ и фона осветления можно использовать таблицу нейтрализации.